Коррупция - это явление международного масштаба, для борьбы с которым государства объединяют свои усилия. Борьба с коррупцией является одной из важнейших государственных задач.
В национальном плане РФ противодействия коррупции, принятом Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478, приоритетным направлением является профилактика коррупции.
Цель антикоррупционного воспитания в школе – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.
Противодействие коррупции
Принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
В ряду основ конституционного строя Российской Федерации и конституционных принципов организации и функционирования правового государства положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, первенством. В современном демократическом обществе, определяющими являются интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев граждан и т. д.). Возникающие между ними реальные противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека, в целях осуществления его прав и свобод.
Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции Российской Федерации. Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения законодательства. Все остальные конституционные принципы, такие как равноправие и самоопределение народов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства могут рассматриваться как однопорядковые, но подчиненные конституционному принципу признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности.
2. законность;
В современной теории права законность неизменно трактуется двояко. Во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, где законность — один из элементов демократии и правового государства. Во-вторых — в качестве законности, как особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений. При этом законность (верховенство закона) рассматривается как неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
Противодействие коррупции носит законный характер. Это состояние постоянного и точного выполнения качественного и справедливого законодательства, которое обеспечивается неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае его нарушения. Направлениями реализации данного принципа являются:
- точное исполнение закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления;
- точное исполнение закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения;
- точное соблюдение и исполнение закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции.
В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.
3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
Правовую основу информационной открытости власти составляют Федеральные законы.
Открытость деятельности власти сокращает коррупционные возможности, демонстрируя любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, а также позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции. В целях реализации данного принципа разработаны следующие мероприятия:
— размещение в сети Интернет информации о деятельности федеральных органов государственной власти (например, о планируемых контрольных мероприятиях, об их результатах, о кадровом обеспечении, о работе с обращениями граждан). Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»;
— размещение проектов нормативных правовых актов в сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
— размещение перечня закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе их результатов на официальном сайте сети Интернет;
— организация «телефонов доверия», где заинтересованные лица могут сообщить о фактах подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, в том числе коррупционной направленности;
— участие представителей общественности в создаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления комиссиях, группах и другие.
4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
Принцип подчеркивает серьезность антикоррупционной политики и ориентацию на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. За каждый факт коррупционного нарушения при условии доказательства вины должно назначаться соответствующее наказание.
5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
Коррупция — это сложное комплексное явление. Поэтому и противодействие коррупции должно быть системой комплексных мероприятий. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие аспекты государственного управления.
Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована и на профилактическую работу, на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Реализация данного принципа помогает избежать перегибов и показательных процессов, тем самым превращая рассматриваемую деятельность в один из компонентов государственного управления. Комплексный характер имеет больший охват различных сфер интересов человека в окружающем мире с целью уведомления его о коррупции и взывая к противодействию ей.
6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
Стратегическим приоритетом первичной профилактики коррупции следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на формирование у членов российского общества позитивных личных качеств, правильных мировоззренческих представлений о духовном и физическом здоровье, семейных ценностей, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения, развитие позитивных качеств личности являются одними из основных духовных и морально-этических барьеров, препятствующих появлению коррупционных факторов.
Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных и реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.
Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти.
Мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов, заинтересованными в противодействии коррупции субъектами — важнейшее средство профилактики, которое проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции.
Таким образом, принцип ориентирует на организацию повседневной работы, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих.
7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Гражданское общество как определенный тип государственно-организованного общества и своеобразный идеал будущего общественного устройства должно отвечать ряду требований, которые могут рассматриваться в качестве его признаков. К наиболее важным признакам гражданского общества может быть отнесено то, что:
во-первых, гражданское общество — это общество, основу которого составляет частная собственность и многоукладная рыночная экономика. Именно частная собственность и многоукладная рыночная экономика являются необходимыми условиями для свободы предпринимательской деятельности, экономической и социальной свободы членов общества;
во-вторых, гражданское общество – это обязательно демократическое общество, т. е. общество с достаточно развитыми институтами как непосредственной, так и представительной демократии. Все важнейшие вопросы государственной и общественной жизни должны в таком обществе решаться либо непосредственно народом, либо при его широком и активном участии через различные общественные институты (объединения). Это общество, в котором высшие представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны избираться непосредственно народом и быть ему подконтрольны;
в-третьих, гражданское общество – это правовое общество, т. е. общество, в котором господствует право, признаются и обеспечиваются естественные права человека, действуют законы. Государство в таком обществе в своей деятельности связано правом, подчиняется ему и является правовым государством;
в-четвертых, гражданское общество — это общество, которое характеризуется самоорганизованностью, широко развитым самоуправлением народа. Это общество, в котором граждане сами решают текущие вопросы, а роль государства сведена до необходимого минимума;
в-пятых, гражданское общество — это общество, в котором центральное место занимает человек, выступающий как свободная личность и подлинный гражданин своей страны. Это общество свободных индивидов. В таком обществе люди взаимодействуют друг с другом свободно, без непосредственного вмешательства государства;
в-шестых, гражданское общество — это общество, в котором все равны перед законом и правосудием. Это общество с равными возможностями.
Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях профилактики коррупции, представляет собой совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, направленных на укрепление и развитие общественных объединений и некоммерческих организаций, имеющих и реализующих в качестве уставных целей и задач профилактику коррупции.
Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях профилактики коррупции, регулируется законодательством.
Субъекты антикоррупционной политики могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.
Стали свидетелем коррупции?
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Антикоррупционная экспертиза
Информация о подготовке Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, а также о результатах проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещается на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети «Интернет».
Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме документа в электронном виде на подготовленные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, размещенные для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», просим направлять на электронную почту Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: expreg@minobrnauki.gov.ru.
Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3», а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга), несовершеннолетних детей за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
Состав комиссии по противодействию коррупции в МБОУ СОШ № 3
№ п/п |
ФИО |
Занимаемая должность |
Должность в комиссии |
1 |
Чернущенко Н.Н. |
Заместитель директора по учебной работе |
Председатель комиссии |
2 |
Томша Н.И. |
Учитель русского языка и литературы, член Управляющего совета школы |
Член комиссии |
3 |
Кугаевская М.А. |
Специалист по кадрам |
Секретарь комиссии |
Регламент работы комиссии по противодействию коррупции в МБОУ СОШ № 3
1. Комиссия создается приказом директора Учреждения. В состав комиссии входят председатель комиссии, назначаемый из числа административно-управленческого персонала Учреждения, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.
2. Комиссия является постоянно действующей и создается на неопределенный срок.
3. Основные задачи комиссии:
а) содействие в обеспечении соблюдения работниками Учреждения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;
б) содействие в осуществлении мер по предупреждению коррупции в Учреждении.
4. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.
5. Организационной формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости.
6. Основаниями для проведения заседания комиссии являются:
1) уведомление о несоблюдении работником Учреждения требований об урегулировании конфликта интересов;
2) уведомление работника Учреждения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
3) уведомление о возможном возникновении конфликта интересов у работника Учреждения при исполнении им должностных обязанностей;
4) рассмотрение деклараций о конфликте интересов при приеме на работу и/или при назначении на новую должность.
7. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
8. Председатель комиссии при поступлении к нему на рассмотрение деклараций о конфликте интересов при приеме на работу и/или при назначении на новую должность назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 10 дней со дня поступления деклараций.
9. Заседание комиссии проводится, как правило, без присутствия работника Учреждения, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований об урегулировании конфликта интересов. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии работник Учреждения уведомляет письменно.
10. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.
11. По результатам проверки поступившей информации должно быть установлено, является или не является возникшая (способная возникнуть) ситуация конфликтом интересов.
12. Решение комиссии оформляется справкой (приложение 2 к приказу от 31.08.2021г. № 589), которую подписывает председатель и секретарь комиссии. Решения комиссии для директора Учреждения носят рекомендательный характер. В журнал регистрации деклараций о конфликте интересов вносится результат рассмотрения декларации.
13. По итогам рассмотрения вопроса о соблюдении требований об урегулировании конфликта интересов и при наличии к тому оснований комиссия может принять иное решение, чем это предусмотрено пунктами настоящего регламента.
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Противостояние незаконному сбору денежных средств – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением незаконного сбора денежных средств как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.
МБОУ СОШ № 3 против незаконного сбора денежных средств!
Сообщение о фактах незаконного сбора денежных средств в МБОУ СОШ № 3 может быть направлено гражданами и организациями: в письменной форме или в форме устного сообщения (в том числе, в процессе личного приема должностными лицами).
Обращаем ваше внимание, сообщение о фактах незаконного сбора денежных средств должно соответствовать требованиям, установленными Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-З "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации").
УВД по ХМАО-Югре 8(3467)39-83-00 (телефон доверия).